Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 "Чебурашка" города Мирного Архангельской области

Архангельская обл., г. Мирный, ул. Мира, д. 7 А

Телефон

тел/факс 5-50-07: медицинский кабинет 5-57-72

Эл. почта mkdou7@inbox.ru

Зарегистрируй своего ребенка на ГИС Навигатор.Получи сертификат. Записывайся на кружки и секции.

Скоро в школу

Как приучить ребенка к порядку? Постникова М.В.

Иногда кажется, что ребенок абсолютно не дорожит теми вещами, которые у него есть. Он может запросто сломать игрушку, подаренную на День рождения, вырвать страницы из книги или раскрасить футболку фломастерами во все цвета радуги. А наведение порядка – это отдельный разговор! Ребенок поиграл всего пять минут, а комната выглядит так, будто здесь пронесся ураган. И опять приходится маме все убирать. Такое кому угодно надоест!

Как же приучить ребенка к порядку, аккуратности и бережному отношению к вещам?

10 простых советов для родителей, которым надоел
беспорядок

1. Покажите ребенку пример. Ведь во многом дети копируют взрослых. Если у мамы или папы на столе царит вечный «творческий» беспорядок, сложно требовать от ребенка идеальной чистоты.

2. Покажите ребенку, где должны лежать те или иные вещи. Все игрушки – в специальный контейнер, одежду – в шкаф, краски и карандаши – в ящик стола. Можно даже подписать эти предметы или повесить на них соответствующие картинки. Так ребенку будет проще ориентироваться.

3. Локализуйте беспорядок. Заведите большую корзину для вещей, которые лежат не на своем месте. Зайдите в комнату ребенка и соберите весь «беспорядок» в эту корзину. Это займет всего несколько минут, а комната уже будет выглядеть гораздо чище! Затем отдайте корзину ребенку и попросите разложить все по своим местам.

4. Значительную долю беспорядка вносят детские игрушки. Поэтому введите правило: не брать новую игрушку, пока не уберешь на место прежнюю. Захотел поиграть с машинкой? Сначала сложи кубики в коробку!

5. Привлекайте детей к домашней работе. Многие дети стремятся помогать родителям. Поддержите этот порыв, не отталкивайте ребенка со словами: «Мне некогда, надо все сделать побыстрее!» Разумеется, Вы помоете пол быстрее и чище. Только потом не стоит удивляться, что ребенок даже чашку за собой не уберет.

6. Превратите процесс уборки в игру. Можно устроить соревнование («Успеешь собрать все игрушки за пять минут? Давай проверим! Время пошло!») или уборку с элементами развития («Сколько деталей конструктора лежит на столе? Собирай в коробку и считай!»).

7. Введите наведение порядка в распорядок дня ребенка. Например, каждый день после обеда и перед сном мы убираем все вещи на место. Так уборка станет для ребенка привычным занятием, как чистка зубов или прогулка.

8. Если ребенок часто ломает игрушки, портит вещи, постарайтесь понять, почему он это делает. Может, этих игрушек так много, что и не жалко сломать парочку – все равно родители купят еще? Тогда уберите «лишние» игрушки и какое-то время обходите стороной детские магазины. Или же ребенок так выражает свой гнев и агрессию? Покажите «безопасные» способы выхода гнева (рвать бумагу, бить подушку и др.).

А может, ребенку просто хочется знать, «что там внутри»? Такой исследовательский интерес нормален. Отдайте ребенку старый магнитофон или радиоприемник, и пусть разбирает на здоровье.

9. Поощряйте ребенка за чистоту и порядок. Ребенку важно знать, что его усилия не остались незамеченными.

10. Будьте терпеливы. Наведение порядка – это привычка, на формирование которой нужно время.

                                              

          ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК……

 

                           

 

……отказывается от еды

Родители, которые стремятся во что бы то ни стало накормить своего  ребёнка, пробуют множество разных способов: кормят с ложечки, читают во время еды книжки, включают мультики, ставят на стол игрушки, обещают награду или грозят наказанием.

Почему ребёнок отказывается есть?

Аппетит зависит не только от чувства голода, но и от самочувствия и настроения ребёнка. малыш может отказываться от еды, если он чем-то расстроен, увлечён каким-то интересным занятием  или считает приготовленное блюдо невкусным…Кроме того, проблемы с едой – нередко результат чрезмерной обеспокоенности родителей и отсутствия четких правил приёма пищи.

Что делать:

  1. не стремиться к тому, чтобы ребёнок съел всю еду, которую ему положили;
  2. не настаивать, если приготовлено то блюдо, от которого он обычно отказывается. Можно делать так. Со словами «Я знаю, что ты не любишь котлеты….» раскладывать их всем, кроме него. Повторить это в течение нескольких дней. Скорее всего, родительский отказ от борьбы заставит ребёнка задуматься;
  3. не пытаться накормить ребёнка, который балуется;
  4. не превращать приём пищи в игру;
  5. по возможности садиться за стол всей семьёй;
  6. красиво сервировать стол, во время еды говорить только о хорошем;
  7. готовить вкусную еду – такую, чтобы и самим получать от неё удовольствие.

 

Ребёнка, который хронически мало ест, не прибавляет в весе и жалуется на боли в животе, следует показать врачу.

 

 

 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК……

 

……не хочет вовремя ложиться спать

Пришло время ночного сна, но ребёнок капризничает, хочет поиграть еще или досмотреть мультик, сообщает, что голоден…

Даже если родителям удается уложить его в кровать, он находит множество предлогов, чтобы не спать: ему хочется то в туалет, то попить, то ещё раз пожелать родителям спокойной ночи.

Причины, по которым ребенок не хочет ложиться спать:

Чрезмерное возбуждение в вечерние часы; страх темноты; страх одиночества; желание участвовать в жизни взрослых; воспитательные ошибки родителей. Матери часто испытывают раздражение и беспомощность во время ежевечерних «баталий», ведь только после укладывания детей они могут уделить время себе.

 Что делать:

  1. укладывать ребёнка спать в отдельной комнате или отгороженном пространстве. У него обязательно должна быть своя кроватка;
  2. четко определить время, когда малышу следует отправляться в постель;
  3. избегать в вечерние часы занятий, подвижных игр, шума;
  4. заранее предупредить ребенка о том, что приближается время сна;
  5. своевременно отправить его в туалет, умыться, почистить зубы и переодеться;
  6. подготовить для сна удобную, мягкую одежду;
  7. хорошо проветрить комнату перед сном;
  8. оставить у кроватки стакан с водой;
  9. укладывая ребёнка, в течение определенного времени побыть рядом с ним: почитать ему, рассказать сказку. После обозначенного времени игнорировать попытки ребенка затянуть отход ко сну. Если он приходит к вам в комнату, отводить его обратно.

 

В самых крайних случаях следует обратиться к врачу – возможно у ребенка есть серьезная причина для бессонницы.

 

 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК……

 

……..устраивает истерики

Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь добиться от взрослых исполнения своих желаний.

Причины истерик:

1) взрослые отказываются выполнить желание ребёнка;

2) взрослые выдвигают чрезмерные или противоречивые требования;

3) ребёнок устал или находится в состоянии нервного перевозбуждения;

4) ребёнок подражает другим детям.

Как правильно реагировать на детскую истерику:

  1. Помочь ребёнку выразить свои чувства словами. «Ты хочешь машинку и злишься, потому что не можешь ее получить?» Доброжелательно, но твердо сказать: «Я тебя понимаю, но такое поведение недопустимо». Также спокойно предупредить малыша о последствиях: «Тебе надо успокоиться, иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернёмся домой без мячика, за которым пришли. Ты помнишь про мячик?» (и выполнить своё обещание, если истерика не прекратиться).
  2. Взять тайм-аут. Усадить ребёнка на стул или отвести в комнату (важно, чтобы он не мог причинить себе серьёзного вреда) и оставить одного, а если это невозможно, то самим покинуть помещение (уйти в ванную, кухню или спальню). Без зрителей истерика часто прекращается сама собой.
  3. Сохранить контроль над собой. Не кричать на ребёнка и не угрожать ему – это плохой пример для подражания. Когда он успокоится, сказать: «Я была очень огорчена твоим поведением, но рада, что ты смог (смогла) успокоиться».

 

Как избежать истерик:

  1. научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, играть на музыкальных инструментах, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах;
  2. оберегать малыша от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения в связи с новыми впечатлениями.

 

Дети, склонные к частым истерикам, могут вырасти избалованными, агрессивными и эгоистичными.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК……

 

…….боится темноты

Ребенок боится спать в темноте и настаивает, чтобы родители оставляли свет включенным, а дверь открытой.

Причины детского страха темноты:

  • неуверенность в родительской любви, тревожность, ощущение враждебности и опасности окружающего мира;
  • чувство протеста, ревность по отношению к младшему брату, сестре, бессознательное желание вновь оказаться самым маленьким и любимым;
  • повышенная возбудимость и нервозность в связи с перенесенными заболеванием;
  • смена обстановки, перевод ребёнка в отдельную комнату;
  • рассказы или телепередачи с устрашающими сюжетами, которые ребёнок слушал или смотрел перед сном.

Как вести себя родителям

Правильно

Неправильно

Соблюдать ритуал укладывания:

  • умыть;
  • переодеть в одежду для сна;
  • прочитать или рассказать сказку;
  • поцеловать на ночь

Брать ребёнка в свою постель

Предлагать  в вечерние часы спокойные занятия

Играть в шумные игры

Оставлять дверь в комнату приоткрытой, а ночник включенным

Говорить «Как тебе не стыдно, ты уже совсем большой, а такой трусишка!», выключая при этом свет и закрывая дверь.

Предложить игрушку защитника, например, медвежонка, который будет спать в кроватке вместе с ребёнком

Проверять с фонариком темные углы. Слишком серьезные старания взрослых убедить ребёнка в беспричинности его страха только усиливают его

Сохранять полное спокойствие, когда ребенок рассказывает о своих страхах

Насмехаться над ребёнком или ругать его

 

Следует знать: загнанные внутрь страхи и тревога могут повлечь за собой серьёзные последствия – развитие тяжелого невротического состояния.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК……

 

…….капризничает

Что делать, если ребёнок ноет? Как реагировать на детские капризы?

 

Причины детских капризов: плохое самочувствие; начинающееся заболевание; усталость, недосып, переутомление; реакция на внутрисемейные конфликты; желание получить внимание родителей; реакция на запрет; желание добиться своего; скука; отсутствие интересных занятий; привычное нытьё без причины.

 

Пик детских капризов приходится обычно на четыре года, но они могут продолжаться и в школьном возрасте.

 

Что делать:

  1. постараться понять причину каприза;
  2. сообщить ребёнку о том, что его понимают. Рассказать, что вы сделаете в связи с этим: «Через некоторое время я закончу свои дела и приду к тебе в комнату»;
  3. спокойно объяснить причины запретов;
  4. попросить ребёнка высказать свои потребности обычным голосом;
  5. учить его выражать свои чувства при помощи слов, а не нытья и капризов;
  6. говорить в присутствии ребенка о собственных чувствах: «Как жаль, что я разбила свою любимую чашку. Очень обидно!»;
  7.  не уступать ребенку, реагировать на его капризы спокойно, доброжелательно, но твёрдо: «Я понимаю, что ты устал и хочешь кушать, но нам нужно дойти до дома».
  8. хвалить ребёнка, когда он выражает свои потребности нормальным тоном;
  9. позаботиться об интересном досуге и занимательных играх для него;
  10. помнить: любые изменения требуют времени, а значит, надо запастись терпением.

 

Постникова М.И.

Профилактика компьютерной зависимости

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребёнком, когда он лучше всех знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые готовы устраивать истерики, сбежать из дома, если у них родители хотели забрать компьютер. В самых тяжелых случаях помочь ребёнку может только психиатр.

Когда ребёнок садится за компьютер, у него горят глаза от неподдельного интереса. Он становится более собранным и внимательным, повышается объём запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.

 

Причины и степени компьютерной зависимости

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  1. отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребёнка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
  2. дефицит общения в семье, т.е. родители недостаточно уделяют внимание общению с ребёнком;
  3. отсутствие у ребёнка других интересов (спортивных, творческих, интеллектуальных);
  4. родители сами проявляют интерес к компьютерным играм;
  5. низкая самооценка ребёнка, замкнутость, его неприятие сверстниками;
  6. отсутствие достижений в какой-либо сфере.

 

Степени компьютерной зависимости

 

1-я степеньувлеченность на стадии освоения. Свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера (гаджета). Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идёт на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

 

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением познавательной мотивации, нежеланием заниматься творческой или интеллектуальной деятельностью, выполнять специальные письменные задания и упражнения. Происходит падение успеваемости в образовательной деятельности (не всегда ощущается сразу). Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. Любимая тема общения – компьютерные игры. Наблюдается сужение круга общения, иногда нарушение сна и проч.

 

 

Степени компьютерной зависимости

 

3-я степень – выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, эмоционально неустойчив. В случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность наблюдается  неадекватная реакция (кричит, топает ногами, бьёт взрослого или себя, раскидывает вещи и т.д). На этой стадии ребёнок становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил; увлечениям, успехам в каком-либо виде деятельности). Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Ребёнок не усваивает новые знания. Наблюдается регресс в развитии познавательных процессов!

Характерна повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Происходит угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером. Возникает опасность перехода в 4-ю клиническую стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.

 

4-я степень – клиническая зависимость. Серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность, импульсивность, истеричность), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребёнок начинает слышать голоса и команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. Необходима помощь психиатра.

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

 

Для профилактики компьютерной зависимости рекомендуется выполнять следующие правила:

  1. Вести четкий режим.

«Общение» с компьютером для дошкольника 20-30 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слёзы, капризы и жалобы ребёнка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.

  1. Поощряйте и хвалите детей.

Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребёнка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить ребёнка, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам  ребёнка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.

  1. Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер (гаджет)? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимого поведения у ребёнка.
  2. Контролируйте занятость ребёнка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

 

 

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера (гаджета)

 

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у ребёнка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребёнка:

А. Ребёнок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

 

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой или начальный этап 2-й степени зависимости.

 

В. Ребёнок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3 степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребёнку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь!» Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно сделать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Постникова М.И.

Как научить ребенка слушаться! Постникова М.В.