ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребёнком, когда он лучше всех знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые готовы устраивать истерики, сбежать из дома, если у них родители хотели забрать компьютер. В самых тяжелых случаях помочь ребёнку может только психиатр.
Когда ребёнок садится за компьютер, у него горят глаза от неподдельного интереса. Он становится более собранным и внимательным, повышается объём запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.
Причины и степени компьютерной зависимости
Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:
- отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребёнка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
- дефицит общения в семье, т.е. родители недостаточно уделяют внимание общению с ребёнком;
- отсутствие у ребёнка других интересов (спортивных, творческих, интеллектуальных);
- родители сами проявляют интерес к компьютерным играм;
- низкая самооценка ребёнка, замкнутость, его неприятие сверстниками;
- отсутствие достижений в какой-либо сфере.
Степени компьютерной зависимости
1-я степень – увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера (гаджета). Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идёт на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.
2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением познавательной мотивации, нежеланием заниматься творческой или интеллектуальной деятельностью, выполнять специальные письменные задания и упражнения. Происходит падение успеваемости в образовательной деятельности (не всегда ощущается сразу). Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. Любимая тема общения – компьютерные игры. Наблюдается сужение круга общения, иногда нарушение сна и проч.
Степени компьютерной зависимости
3-я степень – выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, эмоционально неустойчив. В случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность наблюдается неадекватная реакция (кричит, топает ногами, бьёт взрослого или себя, раскидывает вещи и т.д). На этой стадии ребёнок становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил; увлечениям, успехам в каком-либо виде деятельности). Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Ребёнок не усваивает новые знания. Наблюдается регресс в развитии познавательных процессов!
Характерна повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Происходит угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером. Возникает опасность перехода в 4-ю клиническую стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.
4-я степень – клиническая зависимость. Серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность, импульсивность, истеричность), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребёнок начинает слышать голоса и команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. Необходима помощь психиатра.
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Для профилактики компьютерной зависимости рекомендуется выполнять следующие правила:
- Вести четкий режим.
«Общение» с компьютером для дошкольника 20-30 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слёзы, капризы и жалобы ребёнка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.
- Поощряйте и хвалите детей.
Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребёнка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить ребёнка, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребёнка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.
- Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер (гаджет)? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимого поведения у ребёнка.
- Контролируйте занятость ребёнка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
|
Как определить степень зависимости ребенка от компьютера (гаджета)
Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у ребёнка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.
Способы реагирования ребёнка:
А. Ребёнок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой или начальный этап 2-й степени зависимости.
В. Ребёнок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3 степени.
В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребёнку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь!» Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно сделать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Постникова М.И.
|